pastuh83 (pastuh83) wrote,
pastuh83
pastuh83

Мертвые великие стройки

1



Строительство железной дороги вдоль Северного полярного круга САЛЕХАРД – ИГАРКА,
известной также как «мертвая дорога», можно считать одним из самых грандиозных проектов ГУЛАГа.
22 апреля 1947 Совет Министров в Секретном постановлении за №1255-331–сс принял решение приступить о строительстве крупного морского порта в Обской губе в районе Мыса Каменный и железной дороги от ст. Чум (южнее Воркуты) до порта. Необходимость строительства железной дороги была вызвана двумя причинами: экономической – освоение северных территории, богатых полезными ископаемыми и военно-стратегической – защита Арктического побережья. Идея строительства принадлежит самому Сталину: «Надо браться за Север, с Севера Сибирь ничем не прикрыта, а политическая ситуация очень опасная».Строительство было поручено вести Главному управлению лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), входившего в систему ГУЛАГа. Основной рабочей силой были заключенные и ссыльные. Вольнонаемные составляли незначительное число и занимали в основном руководящие должности.
К концу 1948 г. была построена ветка Чум – Лабытнанги (поселок в устье Оби) протяженностью 196 км. К этому же времени выяснилось, что в районе мыса Каменного сооружение морского порта невозможно из-за гидрогеологических особенностей. Однако от идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было предложено перенести порт в район Игарки (север Красноярского края), для чего требовалось продолжить линию Чум – Лабытнанги на восток. Были созданы два управления строительства: №501 с центром в Салехарде и №503 в Игарке (управления имели номера, поскольку строительство было засекреченным). Строительство железной дороги велось навстречу друг другу.
По архивным источникам приблизительное количество заключенных на всей трассе Салехард – Игарка колебалось от 80 до 100 тысяч.
Несмотря на суровые природные условия: морозы под 50 градусов, болота, бездорожье, гнус, дорога возводилась быстрыми темпами. К началу 1953 г. было построено около 800 км из запроектированных 1482 км. На западном отрезке полностью была построена ветка Чум – Салехард. От Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение. На центральном участке – от р.Большая Хетта до р.Пур было уложено 150 км земляного полотна. На восточном участке – от Ермаково до Янова Стана на р.Турухан – было открыто рабочее движение. На реках Обь и Енисей действовала паромно-ледовая переправа. Оставался недостроенным центральный участок стройки между Пуром и Тазом. В 1953 г. вскоре после смерти Сталина, правительством было принято решение о консервации стройки и последующей ее ликвидации.
В отличие от других «великих строек коммунизма» Северная железная дорога оказалось мертвой дорогой. На строительство было затрачено несколько миллиардов рублей. На ее ликвидацию только в 1953 г. было потрачено 78 млн. р. (по ценам того времени). Но огромное количество материальных ценностей так и не удалось вывезти (из-за удаленности от населенных пунктов и отсутствия транспорта). Многое из оборудования, мебели, одежды уничтожалось на глазах жителей ж.-д.поселков. Остались брошенные паровозы, опустевшие бараки, километры колючей проволоки и тысячи погибших заключенных-строителей, цена жизни которых не поддается никакой бухгалтерии.
Сейчас ж.-д. трасса Салехард – Игарка подобна зоне из кинофильма А.Тарковского «Сталкер»: вечная мерзлота искорежила рельсы, вздыбила мосты, размыла насыпи, разрушила бараки, опрокинула паровозы.
В марте 1947 года, в соответствии с февральским того же года постановлением Совета Министров СССР, 501-е управление Главного управления лагерей (ГУЛАГа), занимавшееся прокладкой железных дорог засучив рукава начало прокладку 700-километровой трассы от станции Чум дороги Котлас - Воркута на северо-восток через Щучье и Новый Порт на Мыс Каменный. Для этого в совершенного необжитые места в спешном порядке свозились колонны заключенных - в основном по 58-й статье.
Среди множества других сталинских «великих строек» (Беломорканал, Волгоканал, железная дорога Котлас - Воркута, участки Байкало-Амурской магистрали и др.) эпопея сооружения дороги Салехард - Игарка выделяется особой непродуманностью и заведомой бессмысленностью. Спешно начатая по приказу высшего руководства страны, стройка была совершенно неподготовлена и с инженерно-технической, и с организационной точки зрения.
Но труднейшие геологические и климатические условия не помешали уже к концу 1948 года пустить поезда на 200-километровом участке дороги, пересекшем отроги Полярного Урала от станции Чум до поселка Лабытнанги на берегу Оби. Согласно планам руководства ГУЛАГа, к 1952 - 1953 годам строители обоих управлений должны были встретиться на берегах реки Пур, примерно посередине 1300-километровой трассы. Однако, дальнейшая реализация грандиозного плана застопорилась, - в разгар строительства выяснилось, что в новый порт не смогут заходить океанские корабли.
А 25 марта 1953 года через 20 дней после смерти Сталина Совет Министров СССР постановил прекратить строительство Сталинской железной дороги. Заключенные работали месяцы спустя после этого, занимаясь демонтажом, вытаскивая костыли и рельсы.
Не существует официальных данных о количестве погибших на строительстве. Приблизительный подсчет колеблется от 60 до 100 тыс. человек. (с)

Мертвая дорога. Стройка №501-№503

Краеведческий комплекс "Музей вечной мерзлоты" г. Игарка
Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского. г. Салехард
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Москва

2



3

Картинки по запросу Мертвая дорога. Стройка №501-№503

За время строительства в тундре и по берегам рек было построено 75 рабочих поселков, 35 станционных и 11 складских зданий. Самыми крупными поселками из тех, где проживали вольнонаемные работники стройки, были Ермаково, Янов Стан. Население Ермаково составляло около 15 тыс. человек. В вольных поселках работали поселковые Советы, детские учреждения, школы, больницы, поликлиники и другие объекты инфраструктуры. Изменилась жизнь в старых поселках, в Салехарде.
Общие затраты на строительство превысили 4 млрд. рублей. При ликвидации реализовали оборудование и механизмы на 1 млрд. руб. Око-ло 1. млрд. руб. стоил участок дороги "Чум-Лабытнанги". На балансе МПС осталось примерно 2,2 млрд. руб. затрат на неоконченное строительство. Все сооружения магистрали от границ Салехарда до Игарки были броше-ны управлением Печорской дороги без охраны. Некоторое время действо-вала линия "Салехард-Надым", затем и она была заброшена.




Сахалинский тоннель (Строительство № 506-507 ГУЛАГ)

4

Картинки по запросу Секретное строительство № 506 ГУЛАГ

Идея строительства тоннеля на Сахалин выдвигалась ещё в конце XIX века, однако из-за экономической нецелесообразности и дефицита средств так и не была реализована. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались в 1929—1930 годах. В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил Сталин. Рассматривались варианты с паромной переправой, мостом и тоннелем. Вскоре на официальном уровне (секретное постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950) было принято решение о сооружении тоннеля и резервного морского парома. Как и Трансполярную магистраль, тоннель, скорее всего, предполагалось использовать в военных целях — для снабжения дислоцированных на Сахалине частей Советской армии. Строительство тоннельного перехода было поручено МВД СССР (железнодорожные ветки) и МПС СССР (тоннельные работы, в 1952 году также передано в ведение МВД).

5

Картинки по запросу Секретное строительство № 506 ГУЛАГ

Технические условия на проектирование тоннеля и прилегающих железных дорог были утверждены Совмином СССР 6 сентября 1950 года. В целях ускорения строительства трассу предполагалось сооружать по упрощённой (фактически — временной) схеме, например, на первых этапах строительства допускалось использование непропитанных шпал. Детальных инженерно-геологических изысканий в районе предполагаемого строительства тоннеля не проводилось.

6

Картинки по запросу Секретное строительство № 506 ГУЛАГ

На территории Сахалина длина линии железной дороги от станции Победино до мыса Погиби (начало тоннеля) должна была составить 327 км. Ось тоннеля под Татарским проливом начиналась у разъезда Погиби, в 23 километрах от него располагалась станция Ванги, от которой предполагалась ветка на юго-запад до мыса Уанги, где возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали предполагалось сооружение девяти железнодорожных станций. Протяжённость самого тоннеля от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке должна была составлять около 10 км (был выбран наиболее узкий участок пролива), его трасса проходила севернее паромной переправы. На материке предполагалось строительство ветки от мыса Лазарева до станции Селихино на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань с ответвлением к временной паромной переправе. Планировалось строительство тяговой электростанции у озера Кизи. Окончание строительства с организацией временной паромной переправы было намечено на конец 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннеля запланирован на конец 1955 года. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год.

7

Картинки по запросу Секретное строительство № 506 ГУЛАГ

Строительство № 506-507 ГУЛАГ - незавершённое строительство тоннельного перехода через Татарский пролив, одна из строек ГУЛАГа МВД СССР.
5 мая 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о производстве изысканий, проектировании и строительстве в 1950 - 1955 годах железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре - Победино с тоннельным переходом через Татарский пролив. 12 мая в системе ГУЛЖДС было создано два подразделения - "Строительство № 506" с центром в Александровске-Сахалинском и "Строительство № 507" с центром в Де-Кастри на материке. Вместе с "Строительством № 6 МГТС СССР", учрежденным непосредственно для прокладки тоннеля, они образовывали единую систему, сконцентрировавшую всю рабочую силу и технику на строительстве магистрали. Общая протяженность железнодорожной линии составляла более тысячи км, тоннеля - более 10 км; примерная стоимость 1 км дороги 2,5 миллиона рублей, 1 км тоннеля - 180-200 миллионов рублей.
6 сентября 1950 года Совет Министров СССР утвердил технические условия на проектирование и строительство всего железнодорожного комплекса.Проектируемая длина линии железной дороги на территории Сахалина от станции Победино до мыса Погиби должна была составить 327 км, предстоящий объем земляных работ на островной части магистрали 10,5 миллиона кубических метров; стоимость строительно-монтажных работ 723,5 миллиона рублей. Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы ее эксплуатации предусматривался в 4 миллиона тонн в год. Окончание строительства в паромном варианте - в конце 1953 года, а пуск в эксплуатацию тоннельного варианта в IV квартале 1955 года. Ось подводного сооружения - тоннеля - начиналась у разъезда Погиби, запроектированного в 3,5 километрах от побережья у пролива Невельского. В 23 километрах от мыса Погиби - участковая железнодорожная станция Ванги. От нее предусматривалась небольшая ветка на юго-запад до мыса Уанги, где у окончания насыпной дамбы возводился причал для морского железнодорожного парома. Всего на островной части магистрали планировалось строительство 9 железнодорожных станций.
Существенная особенность линии Победино - Погиби состояла в том, что она проектировалась под стандартную общесоюзную ширину железнодорожной колеи 1524 мм.
К началу 1951 года в системе "Строительства № 506" МВД СССР насчитывалось уже 10 лагерных пунктов, в которых содержалось 3758 заключенных. Сложилась организационная структура стройки. В нее входило три лагерных отделения с центрами в поселках Победино, Воскресенское и Ныш. Лагерные пункты вдоль трассы располагались, как правило, посреди тайги.
Лагерные пункты № 105 в Известковом, № 106 в Далдагане и № 305 близ поселка Ныш были усиленного режима; № 104 в Северном Хандасе, № 206 в Лонгари, № 210 в Усково - строгого и № 306 в Лебедином - штрафного режима. С ростом объема строительства система лагерей быстро расширялась. За один 1951 год число лагерных пунктов увеличилось еще на 15, а численность заключенных - на 9600 человек. На 1 января 1952 года численность ИТЛ составила 12533 заключенных, из них 2268 женщин. За ходом стройки следил сам Сталин.
Работы по строительству железной дороги Победино - Погиби были приостановлены, а затем и полностью прекращены внезапно в 1953 году. Все хозяйство бывшего "Строительства № 506", техника, оборудование и сооружаемые объекты передавались Главному управлению лесной и бумажной промышленности Сахалинской области.

Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия - продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобожденных уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства.

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней

8

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

В конце 70-х – начале 80-х устроиться работать на Кольскую сверхглубокую, как запанибратски называют скважину жители поселка Заполярный Мурманской области, было сложнее, чем попасть в отряд космонавтов. Из сотен претендентов выбирали одногодвух. Вместе с приказом о приеме на работу счастливцы получали отдельную квартиру и зарплату, равную двойному-тройному окладу московской профессуры. На скважине одновременно работало 16 исследовательских лабораторий, каждая –размером со средний завод. С подобным упорством землю копали только немцы, но, как свидетельствует Книга рекордов Гиннеса, самая глубокая немецкая скважина чуть ли не вдвое короче нашей.

Отдаленные галактики изучены человечеством куда лучше, чем то, что находится под земной корой в каких-то нескольких километрах от нас. Кольская сверхглубокая – своеобразный телескоп в загадочный внутренний мир планеты.

9

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

С начала XX века считалось, что Земля состоит из коры, мантии и ядра.
При этом никто толком не мог сказать, где кончается один слой и начинается следующий. Ученые не знали даже, из чего, собственно, эти слои состоят.
Еще каких-то 40 лет назад они были уверены, что слой гранитов начинается на глубине 50 метров и продолжается до 3 километров, а затем идут базальты. Встретить мантию ожидалось на глубине 15-18 километров.
В реальности все оказалось совершенно иначе.
И хотя в школьных учебниках все еще пишут, что Земля состоит из трех слоев, ученые с Кольской сверхглубокой доказали, что это не так.

10

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

Балтийский щит

Проекты путешествия в глубь Земли появились в начале 60-х сразу в нескольких странах. Бурить скважины старались в тех местах, где кора должна была быть потоньше – целью было достижение мантии.
Например, американцы бурили в районе острова Мауи, на Гавайях, где, по данным сейсмических исследований, древние породы выходят под океанское дно и мантия находится примерно на глубине 5 километров под 4километровой толщей воды.
Увы, ни одна океанская буровая глубже 3 километров не пробилась.
Вообще, почти все проекты сверхглубоких скважин мистическим образом заканчивались на 3километровой глубине.
Именно в этот момент с бурами начинало происходить чтото странное: то они попадали в неожиданные сверхгорячие области, то их как будто откусывал какой-то невиданный монстр.
Глубже 3 километров прорвались всего 5 скважин, из них 4 – советские.
И только Кольской сверхглубокой было суждено преодолеть отметку 7 километров.


11

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

Первоначальные отечественные проекты также предполагали подводное бурение – в Каспийском море или на Байкале.
Но в 1963 году ученый-буровик Николай Тимофеев убедил Государственный комитет по науке и технике СССР в том, что нужно создать скважину на континенте. Хотя бурить придется несравненно дольше, полагал он, скважина будет куда ценнее с научной точки зрения, ведь именно в толще континентальных плит в доисторические времена происходили самые значительные перемещения земных пород.
Точку бурения выбрали на Кольском полуострове не случайно. Полуостров расположен на так называемом Балтийском щите, который сложен из самых древних известных человечеству пород.

Многокилометровый срез пластов Балтийского щита – наглядная история планеты за последние 3 миллиарда лет.

12

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

Внешний вид Кольской буровой способен разочаровать обывателя.
Скважина не похожа на шахту, которую рисует нам воображение. Никаких спусков под землю, в толщу уходит только бур диаметром чуть больше 20 сантиметров.
Воображаемый разрез Кольской сверхглубокой скважины выглядит как тонюсенькая иголочка, пронзившая земную толщу.
Бур с многочисленными датчиками, находящийся на конце иголочки, поднимают и опускают в течение нескольких дней.
Быстрее нельзя: прочнейший композитный трос может оборваться под собственным весом.

Что происходит в глубине, доподлинно неизвестно.
Температура окружающей среды, шумы и прочие параметры передаются наверх с минутным запаздыванием.
Тем не менее, бурильщики рассказывают, что даже такой контакт с подземельем может не на шутку испугать.

Звуки, доносящиеся снизу, и впрямь похожи на вопли и завывания. К этому можно добавить длинный список аварий, преследовавших Кольскую сверхглубокую, когда она достигла глубины 10 километров.
Дважды бур доставали оплавленным, хотя температуры, от которых он может расплавиться, сравнимы с температурой поверхности Солнца.
Однажды трос как будто дернули снизу –и оборвали.
Впоследствии, когда бурили в том же месте, остатков троса не обнаружилось.
Чем были вызваны эти и многие другие аварии, до сих пор остается загадкой.
Впрочем, вовсе не они стали причиной остановки бурения недр Балтийского щита.

13

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

«Имеем самую глубокую дыру в мире – так надо пользоваться!» – горько восклицает бессменный директор научно-производственного центра «Кольская сверхглубокая» Давид Губерман.
В первые 30 лет существования Кольской сверхглубокой советские, а затем российские ученые прорвались на глубину 12 262 метра.
Но с 1995-го бурение прекращено: стало некому финансировать проект.
Того, что выделяется в рамках научных программ ЮНЕСКО, хватает только на поддержание буровой станции в рабочем состоянии и изучение ранее извлеченных образцов пород.

Губерман с сожалением вспоминает, сколько научных открытий состоялось на Кольской сверхглубокой.
Буквально каждый метр был откровением. Скважина показала, что почти все наши прежние знания о строении земной коры неверны.
Выяснилось, что Земля вовсе не похожа на слоеный пирог. «До 4 километров все шло по теории, а дальше началось светопреставление», – рассказывает Губерман.
Теоретики обещали, что температура Балтийского щита останется сравнительно низкой до глубины по крайней мере 15 километров.
Соответственно, скважину можно будет рыть чуть ли не до 20 километров, как раз до мантии.
Но уже на 5 километрах окружающая температура перевалила за 700C, на семи – за 1200C, а на глубине 12-ти жарило сильнее 2200C – на 1000C выше предсказанного. Кольские бурильщики поставили под сомнение теорию послойного строения земной коры – по крайней мере, в интервале до 12 262 метра.
В школе нас учили: есть молодые породы, граниты, базальты, мантия и ядро.
Но граниты оказались на 3 километра ниже, чем рассчитывали. Дальше должны были быть базальты. Их вообще не нашли. Все бурение прошло в гранитном слое. Э

то сверхважное открытие, ибо с теорией послойного строения Земли связаны все наши представления о возникновении и размещении полезных ископаемых.

Еще один сюрприз: жизнь на планете Земля возникла, оказывается, на 1,5 миллиарда лет раньше, чем предполагалось. На глубинах, где считалось, что нет органики, обнаружили 14 видов окаменевших микроорганизмов – возраст глубинных слоев превышал 2,8 миллиарда лет.
На еще больших глубинах, где уже нет осадочных пород, появился метан в огромных концентрациях.
Это полностью и совершенно разрушило теорию биологического происхождения углеводородов, таких как нефть и газ.

14

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

Были и почти фантастические сенсации.
Когда в конце 70х годов советская автоматическая космическая станция привезла на Землю 124 грамма лунного грунта, исследователи Кольского научного центра установили, что он как две капли воды похож на пробы с глубины 3 километров.
И возникла гипотеза: Луна оторвалась от Кольского полуострова.
Теперь ищут, где именно.
Кстати, американцы, которые привезли с Луны полтонны грунта, так ничего толкового с ним и не сделали.
Поместили в герметичные контейнеры и оставили для исследований будущим поколениям.

15

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

В истории Кольской сверхглубокой не обошлось и без мистики.
Официально, как уже упоминалось, скважина остановилась изза недостатка средств.
Совпадение или нет – но именно в том 1995 году в глубине шахты раздался мощнейший взрыв неустановленной природы. К жителям Заполярного прорвались журналисты финской газеты – и мир потрясла история о вылетевшем из недр планеты демоне.

«Когда меня об этой загадочной истории стали расспрашивать в ЮНЕСКО, я не знал, что ответить.
С одной стороны, чушь собачья. С другой – я, как честный ученый, не мог сказать, что знаю, что же именно у нас произошло.
Был зафиксирован очень странный шум, потом был взрыв…
Спустя несколько дней ничего такого на той же глубине не обнаружилось», – вспоминает академик Давид Губерман.

16

Кольская сверхглубокая. На пороге преисподней...

Совершенно неожиданно для всех подтвердились прогнозы Алексея Толстого из романа «Гиперболоид инженера Гарина».
На глубине свыше 9,5 километров обнаружили настоящий кладезь всевозможных ископаемых, в частности золота.
Настоящий оливиновый слой, гениально предсказанный писателем.
Золота в нем 78 граммов на тонну.
Кстати, промышленная добыча возможна при концентрации 34 грамма на тонну.
Возможно, уже в недалеком будущем человечество сумеет воспользоваться этим богатством.

Балаклава (Украина, Крым)

Секретная база подводных лодок в небольшом крымском городке Балаклава — один из крупнейших военных объектов, оказавшихся брошенными после распада СССР. С 1961 года под горой Таврос располагался комплекс, где хранились боеприпасы (в том числе и ядерные) и проводился ремонт подводных кораблей. В доках базы могло укрыться до 14 субмарин разных классов, и весь комплекс был способен выдержать прямой удар ядерной бомбы мощностью до 100 кТ. Брошенный в 1993 году объект был растащен на металлолом местными жителями. Без точных карт ходить по многочисленным туннелям базы было опасно, так как существовала реальная опасность заблудиться или упасть в один из многочисленных люков (они открыты, так как крышки местные сдали на металлолом).
В 2002 году было принято решение, сделать из остатков базы подводных лодок в Балаклаве музейный комплекс, посвящённый противостоянию во время Холодной войны.

17

1.jpg

Заброшенная ракетная шахта (Латвия, Кекава)

18

2.jpg

Гигантские экскаваторы (Россия, Московская область)

До 1993 Лопатинский фосфоритный рудник был вполне успешным действующим месторождением, где добывались нужнейшие для советского сельского хозяйства ископаемые. А с приходом рыночной экономики заброшенные карьеры с гигантскими многоковшовыми экскаваторами стали местом паломничества туристов. Лопатинский рудник интересное место недалеко от Воскресенска. Там встречаются интересные штуки — гигантские экскаваторы (абзацеры) и доисторические окаменелости (аммониты и фрагменты морских рептилий). Еще недавно можно было полазить по бесхозным абзацерам, но теперь их разобрали и остались только действующие, которые охраняются.

19

3.jpg

Загоризонтная РЛС "Дуга" (Украина, Припять)

Титаническое сооружение, построенное в 1985 году для обнаружения запусков межконтинентальных баллистических ракет, могло бы успешно функционировать и по сей день, но на деле проработало меньше года. Гигантская антенна высотой 150 метров и длиной 800 потребляла такое количество электроэнергии, что была построена практически вплотную к чернобыльской АЭС, и, естественно, прекратила свою работу вместе со взрывом станции. В настоящий момент в Припять и в том числе к подножию РЛС возят экскурсии, но забираться на 150-метровую рискуют лишь единицы.

20

Картинки по запросу Загоризонтная РЛС "Дуга" (Украина, Припять)

21

Картинки по запросу Загоризонтная РЛС "Дуга" (Украина, Припять)

22

Картинки по запросу Загоризонтная РЛС "Дуга" (Украина, Припять)

Морской город "Нефтяные камни" (Азербайджан)

Союзу нужна была нефть и в 40-х годах прошлого века в Каспийском море в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова началась ее морская добыча. А вокруг первых платформ начал расти город, также расположенный на металлических эстакадах и насыпях. В период расцвета в открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, девятиэтажные здания общежитий, больницы, дом культуры, хлебзавод и даже лимонадный цех. Был у нефтяников и небольшой парк с настоящими деревьями. Нефтяные камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает 350 километров. Но дешевая сибирская нефть сделала морскую добычу нерентабельной и поселок начал приходить в запустение. Сегодня здесь проживает лишь около 2 тысяч человек.

23

Азербайджан, Нефтяные камни, город в открытом море

24

Картинки по запросу Морской город "Нефтяные камни" (Азербайджан)

Заброшенный ускоритель элементарных частиц (Россия, Московская область)

25

Заброшенный ускоритель элементарных частиц, Московская область. Немного длинноватый пост)

Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев)

26

Картинки по запросу Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев)

Практически перед самым развалом Советского Союза под Харьковом была построена станция ионосферных исследований, которая являлась прямым аналогом американскому проекту HAARP на Аляске, успешно функционирующему и сегодня. Комплекс станции состоял из нескольких антенных полей и гигантской параболической антенны диаметром 25 метров, способной излучать мощность порядка 25 МВт. Но молодому украинскому государству передовая, и весьма дорогостоящая, научная аппаратура оказалась ни к чему, и когда-то секретной станцией ныне интересуются лишь сталкеры и охотники за цветными металлами. Ну и конечно, туристы.

27

Картинки по запросу Станция изучения ионосферы (Украина, Змиев)

28

Станция изучения ионосферы, Змиев, Украина







Tags: Мего стройки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment