pastuh83 (pastuh83) wrote,
pastuh83
pastuh83

Тайна Вершининского стакана раскрыта?

Есть у нас в Пензенской области в городе Никольске музей стекла и хрусталя. Два года назад вместе с сообщниками penza_ru ездили в Никольск на большую экскурсию, которую проводил для нас Заслуженный художник России Александр Фокин. Александр Николаевич является организатором известного среди стекольных мастеров международного симпозиума. В этом году симпозиум состоялся в Никольске уже в четвертый раз.

Производство стекла

     Но не об этом я хотел рассказать. В советские времена в музее хранилась работа крепостного Александра Вершинина, главного мастера Бахметьевского стекольного завода, известный на весь мир "Вершининский стакан". Эта работа говорила о Вершинене не только как об искусном мастере, но и талантливом изобретателе. Так почему же стаканы Вершинина оказались столь ценны и считаются шедеврами стекольного дела? Дело в том, что мастер-стеклодув сумел между стенками стакана запечатлеть усадьбу Бахметьева с парком и прудом, по парку гуляют гости – кавалеры и дамы, а вдали – фигуры играющих детей. На ветках деревьев сидят птицы, а на пруду плавают гуси, утки. Напротив господского дома виднеются крестьянские избушки. Но самым удивительным было то, что вся эта композиция сделана из пуха, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Каким образом мастер смог разместить эти макеты и не сжечь их при изготовлении стакана, остается загадкой.


В этом году, на IV Международном симпозиуме по художественному стеклу в Никольске, перед участниками и гостями выступил Вячеслав Ефремов, Зареченский изобретатель, со своей гипотезой о способе изготовления Вершининского стакана. На мой совершенно непрофессиональный взгляд, изложенные в гипотезе подходы показались мне вполне правдоподобными и при должном мастерстве позволили бы сделать "Вершининский стакан". Несмотря на довольно непривычный стиль изложения для человека незнакомого с Теорией решения изобретательских задач, рекомендую прочитать статью до конца и изложить свое мнение о том, на сколько предложенная Вячеславом гипотеза кажется вам применимой в реальности.

     Надеюсь, что познакомиться с Вячеславом лично каждый из вас сможет на одной из встреч Интелпрака "Академия". Ждем анонсов.
Оригинал взят у free_vortex в Тайна Вершининского стакана раскрыта?

Стакан Вершинина: мифы и реальность


В 1764 году крупный пензенский помещик Алексей Бахметев построил в принадлежавшем ему селе Никольское (ныне город Никольск) хрустальную фабрику, которая очень скоро выросла в весьма солидное производство. Построил, как выяснилось, на века. Почти 250 лет на этом предприятии замечательные мастера изготавливали из стекла и хрусталя настоящие произведения искусства. Слава о заводе гремела не только по всей России, но и за рубежом. А продукция его не уступала по качеству лучшим зарубежным образцам. Не случайно изделия лучших никольских стеклоделов сегодня желают иметь в своих экспозициях и мировые музеи, и коллекционеры. Но большинство образцов продукции завода за всю его историю собрано и хранится в Никольском музее стекла и хрусталя.
К сожалению, один из самых редких экспонатов был украден пятнадцать лет назад. Нашумевшее преступление не раскрыто до сих пор.

Виртуоз стекольных дел

Талантливейшим мастером был Александр Вершинин. Крепостной по рождению, этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов. Он был автором сервизов, предназначавшихся для представителей царской фамилии и лично государя Александра Первого и его жены, бокалов, посвященных тематике Отечественной войны 1812 года, рюмок с великокняжескими гербами (ГИМ) и уникальных стаканов… Кстати, последние сегодня так и называют — стаканы Вершинина.
Сколько всего изготовленных великим мастером стаканов сохранилось до наших дней, точно неизвестно. Но около десятка таких артефактов сегодня «спрятано» в личных коллекциях. И всплывают они весьма редко в виде лотов на крупнейших мировых аукционах. Так, последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на аукционе Кристи в Лондоне 11 лет назад. Тогда выставленный на нем вершининский стакан был куплен за 28 тысяч фунтов стерлингов! Да, цена впечатляет! Неудивительно, что частные владельцы не афишируют своих приобретений.
В музеях мира таких стаканов хранится предположительно 14. Из них три в фонде стекла Московского государственного исторического музея. Еще один, датированный, согласно архивным документам, 1802 годом, до августа 1996 года являлся украшением коллекции Никольского музея стекла и хрусталя, откуда при весьма странных обстоятельствах и был похищен неизвестными лицами. Кстати, авторство Вершинина достоверно доказано, только у последнего из них. Именно на этом стакане, с видами усадьбы Бахметевых, внутри имелась личная подпись мастера: «Ра. Александръ Вершининъ, № 10». Остальным авторство никольского мастера приписывают, ссылаясь на похожесть стиля и техники исполнения.

Странное ограбление

Кто мог организовать столь дерзкое ограбление, мы с вами узнаем не скоро. И узнаем ли вообще? Но обстоятельства того дела говорят о том, что похитителей интересовал только один-единственный экспонат — стакан Вершинина. Злоумышленники действовали невероятно ловко. Это отметила и прежний директор никольского музея, а на момент кражи хранитель экспозиции Валентина Голова. Дело в том, что проникнуть в здание музея через окно на втором этаже ночью и вытащить за несколько минут стакан из труднодоступного места (центральный витраж, за которым он находился, был глухим, то есть открыть его было невозможно), не разбив при этом стоящие на полу и в витражах изделия из хрупкого хрусталя, под силу разве что фокуснику. Но тогда на эти интересные обстоятельства следователи почему-то не обратили внимания. По их версии, кража была совершена «на рывок». Мол, вор проник через окно, схватил стакан и был таков.
Так чем же все-таки так интересен был этот экспонат, если для того, чтобы заполучить его, заказчик готов был пойти на преступление? И кто он такой, этот самый заказчик: фанат прекрасного мастера Вершинина или дилетант, ставший жертвой мифа о неповторимости вершининских стаканов?

Секрет изготовления

На самом деле, по словам Валентины Сергеевны Головой, техника изготовления данного стакана уникальна только для России того времени. Подобные вещи делали еще в древнем мире и в средние века. А в Италии такие двустенные стаканы и бокалы с успехом изготавливают и в наши дни. Да что там в Италии! Никольские мастера завода «Красный гигант» (позднее — название никольского Бахметевского завода) Валентин Панаев и Вячеслав Вавилкин в 90-е годы прошлого века предпринимали попытку сделать подобный стакан. И, нужно сказать, весьма успешно. Их работа также хранится в никольском музее.
Действительно, долгое время было неясно, как мастер мог запаять стеклянные стенки и при этом не разрушить расположенные внутри миниатюрные картины сельской жизни, выполненные из хрупких материалов: мха, соломы, разноцветных ниточек и даже раскрашенной акварелью бумаги. Ведь стеклоделы работают возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком. Рабочая температура стекла, как известно, около 900 градусов, температура горения бумаги и соломы, естественно, намного ниже.
Решить головоломку помог случай. В государственный исторический музей поступил один из подобных стаканов с небольшим дефектом — сколом по краю. Тогда-то и стало понятно, что стаканов в этом изделии два — внешний и внутренний. У первого, прямая стенка и прямой срез. А у второго, на который и наклеивались все эти миниатюрные композиции, бортик загибается. Таким образом, мастеру нужно было тончайшим образом подогнать стаканы один к другому, чтобы загнутый бортик закрыл срез прямого стакана. Когда, наконец, после многодневной кропотливой работы внешний и внутренний стаканы были совмещены, края их зашлифовывались, заполировывались и заделывались специальной мастикой. Специалисты утверждают, что процесс этот трудоемкий и под силу лишь мастеру-виртуозу, коим и являлся крепостной самородок Александр Вершинин. И это не может не восхищать.

Вместо эпилога

Итак, если похититель дилетант, заполучивший стакан только ради громкого брэнда «стакан Вершинина», то нам остается надеяться на то, что этот уникальный экспонат все еще цел. И верить в то, что рано или поздно он-таки всплывет в виде лота на отечественном либо зарубежном аукционе.
Ну а если стакан попал в руки фанатичного поклонника творчества Вершинина, то становится страшно за музейную коллекцию. Дело в том, что кроме украденного раритета в музее хранится еще один декоративно-прикладной предмет, изготовленный и подписанный лично Александром Вершининым. Очень не хочется, чтобы однажды и он стал нашей очередной невосполнимой потерей…



Источник



Tags: Искусство, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 0 comments